12.07.2023

Сдать проект. Когда эта миссия выполнима

Добрый день! Меня зовут Марина, я ведущий специалист по направлению автоматизации казначейских операций в СИГМЕ. Так как тема сдачи проектов и работы команды актуальна практически всегда, хочу поделиться своими мыслями и подходами. Работаю я над автоматизированной системой управления имуществом компании, но уверена, что мой опыт и рекомендации можно применить и к другим проектам и направлениям, особенно если вы только начинаете свой путь в этой области.

Все успешные проекты хороши одинаково, каждый проблемный проект «проблемен» по-своему

Начну с основных сложностей, которые обычно возникают при реализации проекта. Будь то внедрение масштабной информационной системы или сопровождение небольшого продукта, скорее всего нюанс будет один — коммуникация. Вернее, не до конца понятное разделение потоков: кому задавать вопросы, кто за что отвечает, с кем общаться по тому или иному вопросу со стороны заказчика. А теперь представим, что команда трансформируется, расширяется, привлекаются сотрудники из других подразделений, а у заказчика меняется ответственное лицо. Можно запутаться.

Внутри своих проектов мы четко выстроили систему, поэтому не возникает вопросов, к кому идти и как организовывать процессы, а значит, нет речи о срывах сроков и других проблемах. Но к этому надо прийти.

О лайфхаках

На самом деле успешно сдать проект и пройти все этапы возможно, но нужен системный подход. Для себя я определила несколько правил, которые при кажущейся простоте хорошо позволяют решить проектные задачи.

  1. На первом этапе работы над проектом нужно подготовить площадку для хранения информации. Запомнить все в любом случае не получится, а разрозненное хранение данных чревато их потерей.

  2. Систематизировать информацию. Я все раскладываю по папкам на диске. Главное правило любой системы — вы должны в ней ориентироваться, не запоминать путь, а исходить из логики расположения файлов и иерархии папок. В таком случае это действительно станет удобным инструментом.

  3. Расставить все точки над і — то есть определить, кто из сотрудников заказчика за что отвечает. Нам критически важно знать, к кому по какому вопросу идти, а не терять весь день на выяснение имени лица, обладающего нужной для нас информацией.

  4. Создать файл с описанием ролей и обязанностей каждого человека проектной команды, чтобы любой новый член команды мог сразу включиться в процессы.

И через это проходили

Думаю, что тема не будет раскрыта полностью без ситуаций, которые присущи почти каждому проекту. Обычно целый пласт историй начинается так: заказчик попросил одно, а мы сделали другое… А если без шуток, то действительно бывают ситуации, когда стороны друг друга не поняли. И в таком случае главное — еще раз выслушать заказчика, оценить ситуацию и быстро предложить варианты решения и адаптации имеющегося функционала. Это снимает многие вопросы и говорит о вас как о сильном специалисте. Просто извиняться и закрываться в себе неэффективно, так работать не стоит.

Еще один пример, который, уверена, знаком многим — подписание документов. Мне кажется, когда документооборот проходит гладко и в срок, а подписанта легко выцепить, где-то отчаянно ликует один менеджер проекта. Когда я работала в центре обработки данных, были случаи настоящего сражения за подписание закрывающих документов, детективного поиска ответственных и не менее увлекательного «перебрасывания» актов от одного директора к другому. Важным умением я также считаю навык находить общий язык с бухгалтерией, будь то коммуникация один на один или окольными путями через коллег. Можно начать с малого: делового тона и уважительного отношения к оппоненту, комплимента деловой деятельности человека, готовности просить помощь и предлагать ее взамен.

Невредные советы

В нашей деятельности очень много человеческого общения. И умение его выстроить —тот секретный ингредиент, который точно поможет жить лучше. Поэтому для тех, кто только начинает профессиональный путь, есть парочка рекомендаций.

  1. Прокачивайте свой эмоциональный интеллект. Это помогает разбираться в ситуации и понимать, как вести себя с коллегами и заказчиком. Тут главное — обозначать, принимать и проживать свои чувства и эмоции. Могу порекомендовать следующие книги для погружения в тему: «Эмоциональный интеллект 2.0» Тревис Бредберри и Джин Гривз, «Лифт настроения» Ларри Сенн, «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Р. Кови.

  2. Не воспринимайте на свой счет неудачи в проекте. Если ситуация накаляется, сохранить душевное спокойствие можно с помощью мягкого напоминания себе, что вы не равно продукт, который ведете.

  3. Не избегайте личного общения. Удивительно, сколько застрявших в переписке вопросов можно решить по телефону. Для себя я давно уяснила одно — голос всегда лучше текста. Но это не значит, что в переписке не нужно фиксировать договоренности.

  4. Заполняйте пробелы в знаниях. Это поможет не только быть более уверенным, но и общаться с заказчиком в понятной плоскости.

  5. Работайте из позиции «со всеми все ок». Этот прием используется в коучинге, но отлично подходит и под нашу работу. Суть в том, что в каждую ситуацию вы вовлекаетесь с пониманием, что с вами все в порядке и с оппонентом все тоже в порядке. Таким образом, вы изначально начинаете общаться с уважением и осознанием, что вы оба эксперты, вам нечего делить и все стороны только выигрывают, выполняя свою работу профессионально.

  6. Пользуйтесь правилом «15 минут». Если есть вопрос, поищите на него ответ самостоятельно. Но если этот процесс займет более 15 минут, смело идите к обладателю этих знаний и спрашивайте лично.

  7. Переключайтесь. Если долго и безрезультатно сидите над одной задачей, самое лучшее — переключиться на другую (желательно, попроще). Когда вернетесь к первой, информация успеет «устаканиться» и решение придет быстрее.

Это то, чем пользуюсь я и рекомендую начинающим специалистам. Но, конечно, лучше всего знания «обкатываются» на практике, поэтому если хотите попробовать себя на проектах — приходите в команду СИГМЫ. Вакансий у нас много по самым разным направлениям